Воскресенье, 27 Сентября 2020
00:00:00
booked.net

Крымский район Краснодарского края

Официальный сайт муниципального образования

Отчет Главы

ДОКЛАД  
Лесь Сергея Олеговича
 главы муниципальное образование Крымский район

о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2019 год и их планируемых значениях на 3-летний период

I. Экономическое развитие:
Развитие малого и среднего предпринимательства

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения составило за 2019 год –326 единиц, по оценке на 2020 год – 327 единиц. На прогнозируемый период данный показатель составит 328 единиц (100,3% к уровню аналогичного показателя предыдущего года) и 330 единиц (100,6%) в 2021 и 2022 годах соответственно.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила в 2019 году 24,1%, по оценке на 2020 год – 23,9% (сокращение численности работников по причине оптимизации затрат). В 2021 году доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций прогнозируется на уровне показателя 2020 года. В 2022 году доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций увеличится на 0,2 процентных пункта по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года и составит 24,1%.

В целях достижения положительной динамики в развитии малого и среднего бизнеса необходимо:

— вовлечение населения в сферу малого и среднего предпринимательства, оказание содействия безработным гражданам в открытии собственного дела;

— стимулирование развития предпринимательской деятельности путем развития рыночных инструментов поддержки (микрозаймов и поручительств);

— создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих консультационные услуги по вопросам правового обеспечения деятельности, информационного сопровождения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, услуги по бухгалтерскому учету, заполнению деклараций, предоставляющих информацию о возможностях получения кредитных и иных финансовых ресурсов.

Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека составил в 2019 году 39453,8 рубля (170,6% к уровню 2018 года). В 2020 году ожидается значительное увеличение объема инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека (в 5,2 раза) по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, что связано с реализацией на территории муниципального образования Крымский район крупного инвестиционного проекта «Строительство ПГУ-ТЭС «УДАРНАЯ» (общий объём инвестиций по проекту составит 51,1 млрд. рублей, планируемый срок завершения проекта — 2021 год). На планируемый период 2021-2022 годы прогнозируется снижение объема инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя: в 2021 году – 74,8% от уровня предыдущего года (154751,7 рублей), в 2022 году –18,5% (28657,3 рублей). 

В настоящее время на территории района реализуется 8 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 62,6 млрд. рублей.

Инвестиционное развитие муниципального образования Крымский район предполагает реализацию инвестиционных проектов, соглашения по которым подписаны на Российских инвестиционных форумах «Сочи-2017», «Сочи-2018», «Сочи-2019», а также планируются для представления на РИФ «Сочи-2020»:

— «Строительство птицефабрики» (ООО «Кубанская птицефабрика «Крымская»»);

— Закладка в Краснодарском крае сада интенсивного типа общей площадью 286 га с использованием шпалерной технологии, оросительной и противоградной систем и строительство складского комплекса для хранения продукции производственной мощностью 10000 тонн хранения (2 очередь) (ООО «Южные земли»);

— Строительство спортивно-развлекательного комплекса для круглогодичного семейного отдыха в микрорайоне «Надежда» города Крымска (ИП Кононов А.А.);

— Строительство «Ударная-ТЭС» в Киевском сельском поселении Крымского района (ООО «ВО «ТЕХНОПРОМЭКСПОРТ»);

— Строительство вагоноремонтного ДЕПО в Крымском городском поселении (АО «ВРК-1»);

— Строительство винодельческого предприятия» в х.Школьный, Варениковское сельское поселение (ООО «Кубань-Биофикс»);

— Строительство завода по производству лифтового оборудования» в г.Крымске (ООО «КАХМАН»);

— Строительство завода по переработке зернобобовых культур в Крымском городском поселении (ООО «Восход Фудс»);

— Закладка яблоневых садов, 1 очередь» в Пригородном сельском поселении (ООО «Колос Кубани»).

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) имеет тенденцию к увеличению, так, в 2019 году в сравнении с 2018 годом доля площади земельных участков увеличилась на 0,1 процентных пунктов. Такая тенденция связана с увеличением налогооблагаемой базы за счёт приватизации земельных участков, в том числе находящихся под жилыми домами. В 2020-2022 годы планируется увеличение доли площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) на 0,1 процентных пунктов ежегодно.

Сельское хозяйство

По результатам деятельности удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе составил: в 2017 году – 78%, в 2018 году – 71%, в 2019 году – 100%. На 2020-2022 годы прогнозируется удержание доли прибыльных сельскохозяйственных организаций на уровне — 100,0% до 2022 года.

Предполагаемый рост доли прибыльных сельхозпредприятий планируется при условии благоприятного воздействия различных факторов при ведении хозяйства, таких как погодные условия, своевременный и правильный подход к возделыванию земли за счет постоянно совершенствующейся системы земледелия на основе взаимосвязанных организационных, агротехнических, мелиоративных, почвозащитных мероприятий, направленных на эффективное использование земли, агроклиматических ресурсов, биологического потенциала растений, с целью повышения плодородия почвы, получения высоких и устойчивых урожаев сельхозкультур, при достаточной экономической эффективности и экологической чистоте.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения

Наблюдается положительная динамика в сокращении протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2019 году по отношению к 2018 году. На прогнозируемый период 2020-2022 годы также прогнозируется положительная динамика данного показателя (2020 год – 7,3%, 2021 год – 7,2%, 2022 год – 7,1%).

В рамках подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» государственной программы «Развитие автомобильных дорог Краснодарского края» администрациями Крымского городского, Варениковского, Адагумского, Кеслеровского, Молдаванского и Троицкого сельских поселений в 2019 году освоено 140 281 441,9 рублей в том числе на ремонт тротуаров протяженностью 11,55 км на сумму 37 364 344,0 рубля и улично-дорожной сети в асфальтобетонном исполнении протяженностью 14,658 км на сумму 102 917 068,0 рублей.

Администрацией Крымского городского поселения освоено 91 477 368,9 рублей, выполнен ремонт тротуаров протяженностью – 9,868 км, ремонт улично-дорожной сети протяженностью – 9,467 км.

Администрацией Адагумского сельского поселения освоено 22 670 300,0 рублей на ремонт улично-дорожной сети протяженностью 1,009 км.

Администрацией Варениковского сельского поселения освоено 8 766 752,0 рубля, выполнен ремонт тротуаров протяженностью – 1,682 км, ремонт улично-дорожной сети протяжённостью – 0,893 км.

Администрацией Кеслеровского сельского поселения освоено 6 151 648,0 рублей, выполнен ремонт улично-дорожной сети протяженностью 1,344 км.

Администрацией Молдаванского сельского поселения освоено 5 998 677,0 рублей, выполнен ремонт улично-дорожной сети протяженностью 0,989 км.

Администрацией Троицкого сельского поселения освоено 5 216 666,0 рублей, выполнен ремонт улично-дорожной сети протяженностью 0,956 км.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района)

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района) фактически составила в 2019 году 0,12%. Это сельские населенные пункты с малым количеством жителей:

Адагумское с/п – х. Аккерменка (31 человек);

Пригородное с/п – х.Семенцовка (9 человек), х.Шибик (4 человека);

Киевское с/п – х.Ольховский (81 человек), х.Некрасовский (39 человек), х.Калиновка (69 человек), х.Борисовский (11 человек).

При этом в 8 поселениях (из 11) Крымского района все населенные пункты имеют регулярное автобусное сообщение с административным центром.

В период 2020-2022 годы прогнозируется сохранение значения данного показателя на уровне 2019 года — 0,12%.

Услуги по перевозке пассажиров на территории муниципального образования Крымский район по муниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляют 40 индивидуальных предпринимателей по 46 маршрутам:

— 20 маршрутов муниципальных пригородных сообщений, 29 графиков движений;

— 26 маршрутов городских сообщений, 45 графиков движений.

На территории муниципального образования Крымский район пассажирские перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам (на основании представленных экспертных заключений торгово-промышленной палаты Российской Федерации Союз «Славянская торгово-промышленная палата» в 2019 году в среднем за 1 пассажирокилометр стоимость проезда составляла 2,00 рубля). В Крымском городском поселении Крымского района в 2019 году установлен тариф – 19 рублей.

Управлением по вопросам жизнеобеспечения, транспорта и связи осуществляется контроль за качеством предоставления услуг перевозчиками. Все транспортные средства оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, предназначенной для технического обеспечения контроля за осуществлением перевозчиком регулярных пассажирских перевозок, которые подключены к региональной системе мониторинга движения транспортных средств.

На постоянной основе проводится работа по приведению к единому стилю облика маршрутного транспорта.

В настоящее время управлением жизнеобеспечения, в соответствии с действующим законодательством проводится работа по привлечению новых перевозчиков к участию в открытых конкурсах на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений в границах муниципального образования Крымский район, а также внесению изменений в действующие маршруты регулярных перевозок с заездом в населенные пункты после проведения ремонтных работ на автомобильных дорогах.

В целях улучшения организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и создания условий для предоставления транспортных услуг населению в части формирования транспортной схемы муниципального образования Крымский район и улично-дорожной сети населенных пунктов в увязке с планировочной структурой муниципального образования, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные связи со всеми функциональными зонами, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети, обновления подвижного состава пассажирского транспорта, полностью доступного для маломобильных групп населения в рамках исполнения пункта «б» Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № Пр-637ГС          «О разработке органами местного самоуправления комплексной схемы организации дорожного движения» администрацией муниципального образования Крымский район в рамках муниципальной программы муниципального образования Крымский район «Комплексное и устойчивое развитие Крымского района в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства» на 2020 — 2024 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Крымский район от 18 декабря 2018 года № 1289, в бюджете муниципального образования Крымский район предусмотрено финансирование средств в размере 1500,0 тыс. рублей на разработку комплексной схемы организации дорожного движения на территории Крымского района Краснодарского края.

Доходы населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального образования Крымский район составила в 2019 году 33863,1 рублей (110,6% к уровню 2018 года). В 2020 году планируется рост уровня среднемесячной заработной платы на 4,0%.

На планируемый период 2021-2022 годы также прогнозируется рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы: в 2021 году – 104,2% к уровню предыдущего года (36708,6 рублей), в 2022 году – 104,2% (38250,4 рублей).

Проводится ежемесячный мониторинг деятельности предприятий Крымского района по доведению среднемесячной заработной платы до среднеотраслевого уровня.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений за 2019 год составила 21613,2 рублей, в сравнении с 2018 годом возросла на 2276,2 рублей или на 11,8%. В 2020 году планируется рост уровня заработной платы на 3,8% до 22435,0 рублей.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений за 2019 год сложилась в сумме 26562,6 рублей, увеличилась на 1711,6 рублей в сравнении с 2018 годом, рост заработной платы составил 6,9%. В 2020 году планируется рост уровня заработной платы на 3,8% до 27572,0 рублей.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений города Крымска и Крымского района за 2019 год 31486,0 рублей, с 2018 года увеличилась на 1958 рублей, рост заработной платы составил 6,6%. В 2020 году планируется рост уровня заработной платы на 5,8% до 33312,0 рублей.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства составила в 2019 году 26451,2 рубля (108,5% к уровню 2018 года). В 2020 году планируется рост уровня заработной платы на 5,8% до 27985,4 рублей.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта составила в 2019 году 27223,6 рубля (109,5% к уровню 2018 года). В 2020 году планируется рост уровня заработной платы на 3,8% до 28258,0 рублей.

II.        Дошкольное образование

Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) по их содержанию в муниципальных образовательных организациях в общей численности детей в возрасте                     1-6 лет в 2019 году составила 54,0%, в 2018 году – 53,8%, что свидетельствует об увеличении охвата детей дошкольным образованием на 1%, так как в 2019 году было введено 382 дополнительных места в дошкольных образовательных организациях за счет оптимизации групповых помещений – 106 мест, ремонта помещений при общеобразовательной организации – 196 мест, строительство ДОУ – 80 мест.

Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет в 2019 году составила 19,5% (в 2018 году — 20%), что на 0,5% ниже аналогичного показателя предыдущего года и свидетельствует об уменьшении очередности.

По состоянию на 31 декабря 2019 года в дошкольных образовательных организациях муниципального образования Крымский район функционировало 12 групп семейного воспитания для 36 детей.

В 2020 году запланировано ввести 354 дополнительных места для детей за счет:

— строительства пристройки к МБДОУ детский сад № 2 на 40 мест (20 мест для детей раннего возраста);

— строительства пристройки к МБДОУ детский сад № 35 на 35 мест (20 мест для детей раннего возраста);

— ремонта помещений (бывшая детская музыкальная школа) на 3 группы с вводом на 70 мест для детей в возрасте до 3-х лет;

— ремонта помещений в МБОУ ООШ № 22 хутора Новотроицкого с вводом 2 групп на 50 мест (возраст детей от 3 до 7 лет);

— ремонта помещений в МБОУ СОШ № 24 города Крымска с вводом 2 групп на 50 мест;

Также запланирована оптимизация групповых ячеек в дошкольных образовательных организациях с дополнительным вводом 109 мест.

 III.         Общее и дополнительное образование

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций в 2019 году уменьшилась по сравнению с уровнем 2018 года (0,3%) и составила 0%.

В 2020-2022 годах количество выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании, планируется поддерживать на минимальном уровне (2020 год – 0%, 2021 год – 0%, 2022 год – 0%) за счет реализации следующих мероприятий:

1) широкого информирования родителей;

2) анализа результатов ЕГЭ на различных уровнях, составления «Дорожной карты» подготовки к ЕГЭ;

3) проверки управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций по созданию условий получения качественного образования, выполнения государственного стандарта;

4 проведения мониторинга массовых достижений базовых результатов общеобразовательных организаций по предметам учебного плана с целью выявления «проблемных зон» по выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта;

5) расширения профильного обучения и сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

6) проведения диагностики профессиональной подготовки учителей русского языка и математики выпускных классов;

7) обеспечения организационно-методической помощи общеобразовательным организациям в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации, в том числе и организации информационно-разъяснительной работы о порядке проведения государственной итоговой аттестации;

8) проведения мероприятий в общеобразовательных организациях по психологическому сопровождению участников единого государственного экзамена при подготовке к экзаменам.

Все 34 муниципальные общеобразовательные организации муниципального образования Крымский район соответствуют современным требованиям обучения.

В Крымском районе отсутствуют муниципальные общеобразовательные организации, здания которых находятся в аварийном состоянии.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях составляла в 2018-2019 годах – 80,0%. Причина – 100% проведение профилактических медицинских осмотров, выявление хронических заболеваний на ранних стадиях.

В прогнозируемые годы (2020-2022) планируется дальнейшее сохранение доли данной категории обучающихся (80%) за счет повышения уровня диспансеризации обучающихся, профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний детей, проведения тематических недель по формированию культуры здорового образа жизни.

Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2019 году увеличилась на 0,4% по сравнению с 2018 годом и составила 15,5%. Это связано с увеличением общей численности обучающихся, что вызвано высоким уровнем миграции населения из других регионов.

В 2020 году планируется сохранение доли обучающихся, занимающихся во вторую (третью) смену.

В целях обеспечения односменного режима обучения администрацией муниципального образования Крымский район ведется работа по развитию сети муниципальных образовательных организаций.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Крымский район от 2 октября 2019 года № 1959 утверждена «Дорожная карта» строительства образовательных организаций муниципального образования Крымский район.

В 2020 году будет осуществляться строительство новой школы на 400 мест в хуторе Новоукраинском в рамках государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края».

Также начата работа по подготовке документов для строительства новой школы на 825 мест в станице Варениковской с ориентировочным сроком начала строительства в 2021 году.

Ведется работа по подготовке документов для строительства в 2022 году новой школы на 1100 мест в микрорайоне Надежда, в 2023 году для строительства новой школы на 825 мест в микрорайоне автоколонны № 1201 г.Крымска.

В муниципальном образовании Крымский район в системе образования продолжили функционировать четыре организации дополнительного образования различной направленности, а именно: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа № 1 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее – МАУ ДО ДЮСШ №1), муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа № 2 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее – МБУ ДО ДЮСШ №2), муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район (далее – МБУ ДО ЦРТДЮ), муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детский эколого-биологический центр города Крымска муниципального образования Крымский район (далее – МБУ ДО ДЭБЦ).

В 2019 году общий охват детей дополнительным образованием составил 13080 человек, что составило 62,6% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет (в 2018 году – 11423 обучающихся). По сравнению с 2018 годом в 2019 году количество обучающихся увеличилось на 1657 учащихся. Это стало возможным благодаря открытию в муниципальном образовании Крымский район Центров гуманитарного и цифрового образования «Точка роста» и развитию платных услуг в образовательных организациях.

В 2019 году в объединениях технической и естественнонаучной направленностей занимались 2222 обучающихся, что составило 10,6% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет.

В 2020 году согласно показателю, установленному в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», охват детей программами естественнонаучной и технической направленностей должен составлять 18%.

В 2020 году особое внимание будет уделено увеличению количества обучающихся, занятых в объединениях технической и естественнонаучной направленностей.

В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2019 году осуществлялось наполнение муниципального сегмента регионального навигатора дополнительного образования Краснодарского края. В региональном навигаторе дополнительного образования Краснодарского края зарегистрированы 4 организации дополнительного образования, функционирующие на территории муниципального образования Крымский район, и размещены 127 дополнительных общеобразовательных программ, на которые родители (законные представители) могут зачислить обучающихся.

В 2020 году будет продолжена работа по наполнению муниципального сегмента регионального навигатора дополнительного образования Краснодарского края.

В 2019 году с целью обеспечения единого подхода к формированию проведения независимой оценки качества условий образовательной деятельности Учебно-консультационный центр «Ракурс» (г.Краснодар) совместно с МКУ ЦОКО провел независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности общеобразовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенными на территории муниципального образования Крымский район.

В ходе исследования была изучена нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру независимой оценки образовательных организаций, в соответствии с критериями разработана анкета для организаций, проведен опрос обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) образовательных организаций, осуществляющих дополнительные общеобразовательные программы.

Анализ полученных данных показал, что 86% потребителей, которым оказывают услуги общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в муниципальном образовании Крымский район, полностью удовлетворены условиями оказания услуг образовательными организациями.

IV.      Культура

Сфера культуры в муниципальном образовании Крымский район включает в себя: 4 учреждения дополнительного образования детей (детские школы искусств), 36 учреждений культурно-досугового типа (1 Молодежный культурный центр, 8 Социально-культурных центров, 6 Домов культуры, 21 сельский клуб), 30 библиотек, краеведческий музей, киновидеозрелищное учреждение и центр методического и технического обслуживания учреждений культуры. Учреждения культуры района оказывают обширный спектр существующих культурных услуг.

В рамках реализации Федерального закона №131-ФЗ на территории муниципального образования Крымский район изыскиваются реальные пути сохранения единого культурного пространства района, приумножения достигнутого и обеспечения развития отрасли в условиях, закрепленных в этом законе. Регулярно проходят районные обучающие семинары для руководителей и работников учреждений культуры, перешедших в административное управление поселений. Осуществляются выезды в сельские поселения с целью оказания на местах консультативной и методической помощи специалистам, курирующим работу клубных учреждений.

В Крымском районе осуществляют свою деятельность 4 муниципальных бюджетных учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального, хореографического, изобразительного и других видов искусств осваивают 1 399 детей в возрасте от 5 до 18 лет. 

Обучающиеся в детских школах искусств муниципального образования Крымский район – постоянные участники зональных, краевых, региональных, всероссийских и международных фестивалей, смотров-конкурсов и выставок, где регулярно завоевывают Гран-при, дипломы победителей и лауреатов различных степеней. По итогам года доля обучающихся в школах искусств, принявших участие в фестивалях, конкурсах и выставках различного уровня составляет 74% от общей численности.       

В целях поддержки и поощрения юных талантов учреждений культуры за достижения в учебной и творческой деятельности 15 одаренным детям и подросткам отрасли культуры в 2019 году ежемесячно выплачивались стипендии администрации муниципального образования Крымский район.

Доля детей в возрасте 5 — 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в сфере культуры и искусства, в общей численности детей данной возрастной группы:

2017 год — 10,0%

2018 год — 10,2%

2019 год — 10,7%

2020 год — 10,7%

2021 год – 11,0%

2022 год – 11,0%

Одной из главных проблем отрасли культуры является отсутствие собственного здания МБУДО детской школы искусств города Крымска, которая с 2012 года на правах оперативного управления занимает помещения в МБУ «Социально-культурный центр муниципального образования Крымский  район». Строительство нового здания школы искусств позволит увеличить процент охвата детей школьного возраста образованием в сфере искусств, который на данный момент ниже среднекраевого значения.

Основными целями в 2019 годуявляласьмодернизация сферы культуры Крымского района, улучшение качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры, укрепление материально-технической базы, улучшение  технологической оснащенности учреждений культуры, осуществление необходимых капитальных и текущих ремонтов зданий учреждений, сохранение и развитие  художественно-эстетического образования, сохранение и развитие кадрового потенциала в муниципальных учреждениях культуры и искусства.

В рамках муниципальной программы муниципального образования Крымский район «Развитие культуры» в 2019 году из средств местного бюджета было выделено и освоено 101835,4 тыс.рублей на:

— развитие самодеятельного творчества и организацию досуга населения;

— организацию и проведение районных смотров-конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества;

— организацию и проведение районных праздничных и тематических мероприятий;

— сохранение и развитие традиционной народной культуры Кубани;

— изготовление декораций, приобретение реквизита;

— пошив и приобретение сценических костюмов и обуви для участников художественных коллективов;

— приобретение музыкальных инструментов;

— техническое и технологическое оснащение, обеспечение пожарной безопасности учреждений культуры;

— комплектование книжных фондов библиотек;

— выплату стипендии главы муниципального образования Крымский район одаренным детям учреждений культуры и дополнительного образования детей;

— выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры и др.

В 2020 году на вышеуказанные цели в муниципальной программе муниципального образования Крымский район «Развитие культуры» запланировано 101040,6 тыс.рублей. 

Приоритетными направлениями развитиякультурной политики Крымского района являются сохранение, развитие и популяризация традиционной народной культуры Кубани, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, организация культурного досуга всех возрастных категорий населения, поддержка людей старшего поколения, представителей других социальных групп, создание условий для получения жителями района культурных высококачественных услуг.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в городском округе (муниципальном районе) от нормативной потребности:

Клубами и учреждениями клубного типа:

2017 год — 86,5%

2018 год — 86,5%

2019 год — 86,5%

2020 год — 86,5%

2021 год — 86,5%

2022год — 86,5%

Данный показатель является стабильным в связи с сохранением сети культурно-досуговых учреждений на территории муниципального образования Крымский район. Количество посадочных мест в зрительных залах учреждений культурно-досугового типа приведено в соответствие с требованиями пожарной безопасности, что является определяющим при расчете уровня фактической обеспеченности населения учреждениями клубного типа.

Библиотеками:

2017 год — 32,6%

2018 год — 32,6%

2019 год — 32,6%

2020 год — 32,6%

2021 год — 32,6%

2022 год — 32,6%

Данный показатель является стабильным в связи с сохранением сети библиотек на территории муниципального образования Крымский район.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры (%).

2017 год — 13,0%

2018 год — 13,0%

2019 год — 13,0%

2020 год — 13,0%

2021 год — 13,0%

2022 год — 13,0%

В 2019 году работы по капитальному и текущему ремонту за счет средств местного бюджета были проведены в 5 учреждениях культуры.

Во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2019 года №888 «Об утверждении распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в соответствии с государственной программой Краснодарского края «Развитие культуры» в 2019 году» в рамках реализации основного мероприятия №1 «Поддержка муниципальных учреждений культуры» в 2019 году ремонтные работы проведены в МКУК «Социально-культурный центр Адагумского сельского поселения» (соглашение от 28.03.2019г.), объем финансового обеспечения составил 7995,9 тыс.рублей, в том числе — 7596,1 тыс.рублей – краевой бюджет, 399,8 тыс.рублей – местный бюджет.

За счет средств местного бюджета проведен ремонт помещений в МКЦ «Русь», сельском клубе станицы Неберджаевской Нижнебаканского сельского поселения, СКЦ хутора Новоукраинского и сельском клубе хутора Армянского Пригородного сельского поселения.

В рамках реализации основного мероприятия №1 «Поддержка муниципальных учреждений культуры» государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры» (партийный проект Единой России «Культура малой Родины») в зрительный зал МКУ «Молодежный культурный центр «Русь» Крымского городского поселения приобретены и установлены новые комфортные кресла (1055,5 тыс. рублей, в том числе – краевые средства 992,2 тыс. рублей, местные — 63,3 тыс. рублей); приобретен концертный баян «Тула» для народного самодеятельного хора «Киевские зори» МКУК «Социально-культурный центр Киевского сельского поселения», (300,0 тыс. рублей, в том числе краевые средства — 270,0 тыс. рублей, местные — 30,0 тыс. рублей); в МКУ «Дом культуры Варениковского сельского поселения» приобретен комплект звукоусилительной аппаратуры для проведения культурно-массовых мероприятий (446,7 тыс. рублей, краевые средства  — 357,4 тыс. рублей, местные — 18,8 тыс. рублей).

В 2020 году ремонтные работы запланированы в 4-х учреждениях культуры. В рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры» за счет средств краевого бюджета будет осуществлен третий, заключительный этап капитального ремонта здания Социально-культурного центра Адагумского сельского поселения (2936,1 тыс. рублей) и ремонт сельского клуба села Кеслерово (2755,3 тыс. рублей).

В части оснащения образовательных организаций в сфере культуры музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках реализации регионального проекта «Культурная среда» (Национальный проект «Культура») на улучшение материально-технической базы (приобретение музыкальных инструментов, компьютерной техники, методической литературы) МБУДО детская школа искусств станицы Варениковской выделено 3700,0 тыс. рублей из федерального и краевого бюджета.

Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности – 0%. Это связано с тем, что на территории муниципального образования Крымский район отсутствуют объекты культурного наследия, находящиеся в аварийном состоянии.

В целях улучшения показателей в области культуры и далее будут проводиться мероприятия по укреплению материально-технической базы и улучшению технологической оснащенности учреждений культуры (ремонт зданий, приобретение звуко-усилительной аппаратуры, пошив сценических костюмов и т.д.), усилению кадрового потенциала, внедрению инновационных форм работы, отвечающих требованиям настоящего времени, развитию платных услуг населению.

 V.     Физическая культура и спорт

Для организации и координации всей работы по развитию физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни создано управление по физической культуре и спорту.

В структуру организаций физкультурного движения входят 217 учреждений, предприятий и организаций, в том числе:

— 34 общеобразовательных школы;

— 41 дошкольное образовательное учреждение;

— 2 образовательных учреждения среднего профессионального образования;

— 4 спортивных организации отрасли «Физическая культура и спорт»;

— 2 учреждения дополнительного образования спортивной направленности отрасли «Образование»;

— 87 учреждений организаций, предприятий;

— 39 физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, из них — 12 фитнес-клубов;

— 3 учреждения при спортсооружениях;

— 11 организаций и клубов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом;

— и другие.

Физкультурно-спортивную работу среди школьников, студентов, молодежи и взрослого населения осуществляют – 259 штатных работников физической культуры и спорта, из них 75 – учителя физкультуры, 110 – тренеры и тренеры-преподаватели физкультурно-спортивных организаций,        5 преподавателей среднего профессионального образования; 12 инструкторов по спорту сельских поселений, 16 работников дошкольных учреждений, другие.

По состоянию на 31 декабря 2019 года на территории муниципального образования Крымский район систематически занимается физической культурой и спортом 64 668 человек, 51,8% (2018 год – 61 896 человек,        50,02 %).

Организация спортивных и физкультурных мероприятий для различных слоев населения – одна из задач отрасли. За 2019 год было организовано более 1700 мероприятий, в которых приняли участие около 135 тысяч человек. 

Наиболее массовыми стали Спартакиада трудящихся Крымского района, Всенародные состязания по видам спорта среди команд поселений муниципального образования Крымский район «К победе все вместе!». В марте и октябре 2019 года на базе МБУ СШОР «Ровесник» проведен Кубок федерации бокса Краснодарского края и соревнования по профессиональному боксу. Крымский район принимал команды в рамках Чемпионата России по гандболу среди женских команд 1 лига и Первенства Краснодарского края по гандболу среди девушек 2004 года рождения, Всероссийские соревнования по хоккею на траве.

Организована работа по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В 2019 году в соответствии с ЕКП физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по оценке выполнения нормативов комплекса ГТО было проведено 31 мероприятие (муниципальные этапы Зимнего фестиваля комплекса ГТО для взрослого населения, Летнего фестиваля комплекса ГТО для взрослого населения, Кубок ГТО среди работников органов местного самоуправления; выполнение нормативов ГТО среди несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учёта, выполнение нормативов ГТО среди команд сельских поселений, Кубок ГТО среди учащихся общеобразовательных учреждений, Регистрация населения на сайте ГТО «День регистрации на сайте ГТО!» и др. Команда Крымского района приняла участие в 11 спартакиаде сборных команд органов исполнительной власти и структурных подразделений администрации Краснодарского края 2019 года, в которой заняла 11-ое место из 55.

Одним из приоритетных направлений деятельности является развитие детско-юношеского спорта и подготовка спортивного резерва.

В муниципальном образовании Крымский район действует 6 физкультурно-спортивных организаций:

В отрасли «Образование»:

— МАУ ДО ДЮСШ № 1,

— МБУ ДО ДЮСШ № 2.

В отрасли «Физическая культура и спорт»:

— МБУ СШОР «Ровесник»,

— МБУ СШ «Урожай»,

— МБУ СШ «Витязь»,

— МБУ СШ «Крымская».

Численность детей, занимающихся в спортивных школах – 4 465 человек (2018 год – 4 466 человек, 2017 год — 4 194 человека, 2016 год — 4 194 человека, 2015 год — 4 145 человек). В спортивных школах деятельность осуществляют 73 тренера.

Юные спортсмены и сборные команды района по видам спорта приняли участие в 150 краевых соревнованиях (1800 человек), в зачет Спартакиады учащихся Кубани (по 12 видам спорта). Призовые места в легкой атлетике, гандболе, армрестлинге, конном спорте, кикбоксинге, спортивном ориентировании и др. Стабильно высоких результатов не только в краевых, но и во всероссийских соревнованиях добиваются крымские легкоатлеты.

Мастер спорта международного касса Анна Гореликова стала победительницей Чемпионата Южного Федерального округа по самбо.

Воспитанник спортивной школы «Урожай» станицы Варениковской Александр Храмов стал трехкратным победителем Первенства России по легкой атлетике среди юношей и девушек до 18 лет на дистанциях 800 и 1500 метров, завоевал золотую медаль во Всероссийских соревнованиях по легкой атлетике и бронзу в финале Спартакиады учащихся России среди юниоров 2000-2001 г.р. Бронзу завоевал Калинкин Даниил в Чемпионате и первенстве ЮФО по легкой атлетике. Еще две золотые награды в первенстве края среди юниоров (2000-2001гг.р.), юношей и девушек (2002-2003гг.р.)

Физической культурой и спортом занимаются 2010 человек с ограниченными возможностями здоровья, 19,9% (2018 год – 1 887 человек, 18,4%, 2017 год — 1 669 человек, 14,4%, 2016 год — 1 485 человек, 14,1%).

Наименование показателя201720182019
Численность граждан, занимающихся физической культурой и спортом46,9%50,02%51,8%
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся76,0%85,2%88,8%

Увеличение показателя «Численность граждан, занимающихся физической культурой и спортом» планируется за счет привлечения граждан среднего и старшего возраста к мероприятиям в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Главной целью развития отрасли является создание условий для укрепления здоровья населения путем совершенствования спортивной инфраструктуры, популяризации массового спорта среди различных слоев населения, в том числе посредством внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой, развития детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва.

Проблемы:

Недостаточная обеспеченность спортивными сооружениями для проведения спортивно-массовых мероприятий, а также для тренировочных занятий в осенне-зимний период. Планируется принять участие в государственной программе Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта» (в 2020 году — ремонт фасада здания МБУ «Спортивная школа «Урожай», строительство зала единоборств в г.Крымске, в 2021 году — капитальный ремонт спортивного зала МБУ СШОР «Ровесник», расположенного по адресу: г.Крымск, ул.Родниковая, 2Б, строительство малобюджетного спортивного зала в х.Виноградный Молдаванского сельского поселения).

Нехватка автотранспорта для подвоза спортсменов для участия в районных и краевых соревнованиях (направлена заявка в министерство физической культуры и спорта Краснодарского края о потребности в транспорте).

VI.          Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Стратегической задачей строительного комплекса Крымского района является социально-экономическое развитие таких направлений как: жилищное строительство, газификация, водоснабжение, дорожное хозяйство, здравоохранение.

План ввода жилья по Крымскому району на 2019 год – 70,0 тыс.кв.м, фактический ввод жилья составил 73,383 тыс.кв.м. Выполнение плана составило 104,8%.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя составила в 2019 году 23,0 кв.м, что выше аналогичного показателя за 2018 год на 1,3%. На период 2020-2022 годы прогнозируется положительная динамика общей площади жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, с темпом роста 101,3% в 2020 году, 101,7% в 2021 году, 101,7% в 2022 году.  

VII.       Жилищно-коммунальное хозяйство

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами

В соответствии со статьей 161 (п.2) Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

— непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

— управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

— управление управляющей организацией.

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами, в муниципальном образовании Крымский район на конец 2019 года составила 94,0%.

На период 2020-2022 годы прогнозируется положительная динамика данного показателя в связи с проведением мероприятий с жителями домов с не выбранным или не реализованным способом управления домом с целью принятия ими соответствующих решений.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности,
по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность
на территории городского округа (муниципального района), в среднем по муниципальному образованию Крымский район в 2019 году составила 80%.

На период 2020-2022 годы значение указанного показателя прогнозируется на уровне 88% в связи началом производственной деятельности на территории муниципального образования Крымский район в 2019 году ООО «Мойдодыр» (вид деятельности — сбор ТКО, форма собственности — частная).

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет

В целях осуществления кадастрового учета земельных участков под многоквартирными жилыми домами органами местного самоуправления были сформированы планы постановки на кадастровый учет земельных участков, расположенных под многоквартирными домами.

В муниципальном образовании Крымский район доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет 100%.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях

В 2019 году по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» за счет средств краевого и федерального бюджетов выделена субвенция на приобретение 29 жилых помещений на общую сумму 38 279 100,87 рублей (на 01.01.2020 года состоит на учете 281 человек).

По категории «ветераны Великой Отечественной войны» за счет средств федерального бюджета муниципальному образованию Крымский район были выданы 4 социальные выплаты на приобретение жилых помещений в собственность на сумму 6 545 736 рублей.

По категории «ветераны боевых действий» за счет средств федерального бюджета муниципальному образованию Крымский район была выдана 1 социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность на сумму 842 598 рублей.

По категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за счет средств федерального бюджета муниципальному образованию Крымский район выдано 2 государственных жилищных сертификата на общую сумму 2 363 883 рубля.

На территории муниципального образования Крымский район разработана и утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей. В 2019 году было выдано 10 сертификатов на общую сумму 8 687 750,9 рублей.

 VIII.    Организация муниципального управления

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования Крымский район имеет тенденцию к увеличению, так в 2019 году в сравнении с 2018 годом доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась на 1,5 процентных пункта. Это связано с тем, что изменился дополнительный норматив отчислений по НДФЛ (в 2018 году — 35,34%, в 2019 году — 35,58 %);

Доля налоговых и неналоговых доходов в 2020 году в сравнении с 2019 годом уменьшилась на 9,5 процентных пунктов в связи с увеличением поступлений из бюджетов других уровней (дотаций и субсидий), в 2021 году увеличилась на 20,6 процентных пунктов, в 2022 году увеличение на 2,8 процентных пунктов.

Изменения показателей расходов по органам местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования Крымский район за 2017-2019 годы и планируемых значениях на трехлетний период (2020-2022 годы):

Данные показатели сформированы по разделу 1 бюджетной классификации «Общегосударственные вопросы» и включают в себя расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда (КВР 120) по следующим подразделам:

подраздел 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования»;

подраздел 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований»;

подраздел 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций»;

подраздел 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора».

За 2019 год на содержание органов местного самоуправления использовано 126 505,3 тыс.рублей, что в расчете на одного жителя муниципального района составляет 938,7 рубля, что на 5,7% выше аналогичных показателей 2018 года (888,2 рубля). Увеличение показателей обусловлено увеличением с 1 января 2019 года окладов.

Согласно решения о бюджете муниципального образования Крымский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов планируемые показатели расходов в расчете на одного жителя муниципального образования Крымский район на 2020-2022 годы составляют:

— на 1-го жителя в 2020 году составили 951,0 рубль (общие расходы на органы местного самоуправления – 128 794,1 тыс.рублей), что на 1,3% выше показателей 2019 года (938,7 рублей) в связи с повышением окладов с 1 января 2020 года;

— на 2021 год данный показатель составил 909,7 рублей, что на 4,3% ниже показателей 2020 года;

— на 2022 год запланирован показатель в сумме 924,6 рубля, что на 1,6% выше показателей 2021 года.

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности

На территории муниципального образования Крымский район в отчетном году в процедуре конкурсного производства находилось ООО «Крымский водоканал».

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности по состоянию на 1 января 2020 года составила 0,04%.

На период 2020-2022 годы прогнозируется нулевое значение данного показателя по причине ликвидации в декабре 2019 года ООО «Крымский водоканал» в связи с завершением процедуры конкурсного производства в отношении данного предприятия.

 IX.      Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Динамика
потребления энергоресурсов в многоквартирных домах
электри-ческая
энергия
тепловая
энергия
горячая водахолодная водаприрод-ный
газ
2019/2018100,1%100,0%100,0%103,4%100,5%

В целях развития жилищно-коммунального хозяйства необходимо:

— обеспечить устойчивость и эффективность работы систем жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры, своевременное и качественное проведение ремонтных работ коммунальных сетей и многоквартирных домов;

—  проводить на постоянной основе разъяснительную работу по вопросам жилищного законодательства и решению проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Динамика показателей, характеризующих удельную величину потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями, складывается следующим образом:

— электрическая энергия – в 2019 году удельная величина потребления электрической энергии муниципальными бюджетными учреждениями составила 55 кВт/ч на 1 человека населения. В 2020 году прогнозируется увеличение данного показателя на 1,8% до 56,0 кВт/ч на 1 человека населения. На период 2021-2022 годы прогнозируется сохранение значения удельной величины потребления электрической энергии муниципальными бюджетными учреждениями на уровне 2020 года.

— тепловая энергия – в 2019 году удельная величина потребления тепловой энергии муниципальными бюджетными учреждениями составила 0,03 Гкал на 1 кв.м общей площади. На период 2020-2022 годы прогнозируется сохранение значения указанного показателя на уровне 2019 года (является средним значением и зависит от температурного режима в осенне-зимний период). В прогнозируемый период планируется выполнение мероприятий по энергосбережению (установка тепловых счетчиков, улучшение теплоизоляции помещений, замена ветхих теплотрасс).

— горячая вода — в 2019 году удельная величина потребления горячей воды муниципальными бюджетными учреждениями составила 0,3 куб.м на 1 человека населения. На период 2020-2022 годы указанный показатель прогнозируется без изменений;

— холодная вода — в 2019 году удельная величина потребления холодной воды муниципальными бюджетными учреждениями составила 0,83 куб. м на 1 человека населения. На период 2020-2022 годы указанный показатель прогнозируется на уровне 2019 года (0,83 куб. м);

— природный газ — в 2019 году удельная величина потребления природного газа муниципальными бюджетными учреждениями составила 7,0 куб. м на 1 человека населения. На период 2020-2022 годы указанный показатель прогнозируется на прежнем уровне — 7,0 куб. м на 1 человека населения.