Воскресенье, 1 Декабря 2024
00:00:00
12 +

Потребителю на заметку! Сроки: гарантии, годности, службы на реализуемые товары

Опубликовано: 30 мая 2023

Что означают данные сроки, кто их устанавливает, и какие возможности знание о них дает потребителю?

Понятия о данных сроках установлены статьей 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Данные сроки на продукцию устанавливает изготовитель, сообщая эту информацию на этикетках, упаковках товаров, сопроводительных документах.

Срок годности – это период, по истечении которого товары (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары) считаются непригодными для использования по назначению.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Например: на этикетке указан срок годности до 10.06.23 – это означает, что срок годности истекает в 24часа 09.06.23.

Срок гарантии – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьей 18 настоящего Закона (замены на товар этой же марки/другой марки; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; возврата уплаченной за товар суммы).

Пунктом 1, статьи 19 Закона предусмотрено «Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности».

Срок службы – это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки (это недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения).

Механизм заявления требования по существенным недостаткам установлен пунктом 6 статьи 19 Закона.   В этом случае в адрес изготовителя/ уполномоченной организации/ импортера заявляется требование о безвозмездном устранении таких недостатков при наличии доказательства, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Установлен срок заявления данных требований:

– по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю;

– в течение установленного на товар срока службы;

– в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить выше названным адресатам иные требования:

– замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

– возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– возврата уплаченной за товар суммы.

Напоминаем! Все требования необходимо заявлять письменно, сохранять документы, подтверждающие направление требования (копию претензии с отметкой о получении, почтовое уведомление).