1.Общие положения
Заключение по результатам экспертизы контрольно-счетной палаты муниципального образования Крымский район (далее – Заключение) на проект решения Совета Пригородного сельского поселения Крымского района «О бюджете Пригородного сельского поселения Крымского района на 2021 год» (далее – Решение о бюджете) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Положением о контрольно-счетной палате муниципального образования Крымский район, утверждённым решением Совета муниципального образования Крымский район от 26.10.2011 года №169 (с изменениями), Положением о бюджетном процессе в Пригородном сельском поселении Крымского района, утвержденным Советом Пригородного сельского поселения Крымского района от 22.03.2017 года №123 (далее – Бюджетный процесс), Соглашением «О передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» от 25.12.2019 года №01-06/09 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Цель подготовки заключения является оценка достоверности, обоснованности проекта бюджета, а также соблюдения участниками бюджетного планирования требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Решения Совета Пригородного сельского поселения Крымский район «О бюджетном процессе в Пригородном сельском поселении Крымского района» и других нормативных правовых актов Российской Федерации, Краснодарского края, Крымского района.
Задачами подготовки заключения являются:
– определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете, а также документах и материалах, предоставляемых одновременно с ним;
– определение соответствия действующим нормативным актам проекта решения о бюджете;
– определение соответствия проекта решения о бюджете положениям послания Президента Российской Федерации, условиям среднесрочного бюджетного планирования, направлениям бюджетной и налоговой политики.
2.Оценка прогноза социально-экономического развития поселения
В соответствии с требованиями ст. 173 Бюджетного кодекса РФ представленный одновременно с Проектом бюджета прогноз социально-экономического развития Пригородного сельского поселения Крымского района разработан на трехлетний период (2021–2023 годы).
Контрольно-счетной палатой проанализированы представленные администрацией поселения ожидаемые итоги социально-экономического развития на 2020 год и прогноз на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
В ожидаемых итогах социально-экономического развития поселения в 2020 году и прогнозе социально-экономического развития (далее – Прогноз) Пригородного сельского поселения Крымского района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, предлагается ситуация в экономической и социальной сферах, факторы и возможные тенденции развития поселения, ожидаемые итоги деятельности хозяйствующих субъектов за 2020 год.
В целом макроэкономические условия разработки Прогноза на 2021 год характеризируются сохранением уровня 2020 года или незначительным экономическим ростом в отдельных отраслях экономики и доходов населения, за исключением инвестиций в основной капитал.
Ожидаемый среднедушевой денежный доход на одного жителя поселения в 2021 году планируется увеличить на 0,33 тыс.руб. или на 2,9%, темпы роста фонда заработной платы на 2021 год составят 2,7%.
В сельском хозяйстве на 2021 год предусмотрен рост объемов сельскохозяйственной продукции на 1,9% в сопоставимых ценах.
В розничной торговле ожидается рост оборотов розничной торговли на 2021 год на 2,4% в сопоставимых ценах.
Оборот общественного питания в 2021 году планируется увеличить на 0,5% в сопоставимых ценах.
Прибыль прибыльных предприятий в 2021 году прогнозируется с ростом на 7,8%.
При проведении анализа выявлены несоответствия и замечания:
Показатели Прогноза (таблица) по разделам «6. Денежные доходы и расходы населения» и «7. Труд и занятость» не взаимоувязаны между собой и с пояснительной запиской.
В пояснительной записке к Прогнозу не нашло отражение снижение показателя объема инвестиций в основной капитал с 405200 тыс.руб. в 2020 году до 8000 тыс.руб. в 2021 году.
Показатели Прогноза (таблица) не соответствуют показателям в пояснительной записке к Прогнозу, например, численность безработных по оценке в 2020 году 0,053 тыс.чел., т.е. 53 человека (таблица), в тексте – 8 безработных (страница 2 пояснительной записки).
Также в пояснительной записке к Прогнозу выявлено несоответствие:
– в тексте в 2020 году рождаемость превысила смертность, приведены данные показатели: родилось – 80 чел., умерло – 82 чел.;
– в Центр занятости обратились в 2020 году 137 человек, из них 1250 нашли работу…;
Неверно указан календарный год 2020 вместо 2021 (абз.2 страницы 1 пояснительной записки).
3.Оценка прогноза бюджета поселения
В представленном Решении о бюджете объем средств по доходам на 2021 год прогнозируется в сумме 34796,9 тыс.руб., из них безвозмездные поступления из бюджетов других уровней в сумме 21169,4 тыс.руб., налоговые и неналоговые доходы, собираемые на территории поселения в сумме 13297,5 тыс.руб., безвозмездные поступления граждан в сумме 330,0 тыс.руб.
Общая сумма расходов на 2021 год по Пригородному сельскому поселению запланирована в сумме 34796,9 тыс.руб.
Проект бюджета поселения на очередной финансовый год сформирован без дефицита.
Предельный объем муниципального внутреннего долга в проекте Решения о бюджете на 2021 год запланирован в сумме 0,0 тыс.руб.
4.Общая характеристика проекта решения о бюджете
В соответствии с п.2 ст.172 Бюджетного кодекса РФ составление проекта бюджета должно основываться на положениях послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, определяющих бюджетную политику; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; прогнозе социально-экономического развития; бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период; муниципальных программах (проектах муниципальных программ, проектах изменений программ).
В контрольно-счетную палату представленные одновременно с Решением о бюджете документы не содержат методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов, что является нарушением требований ст.184.2 Бюджетного кодекса РФ.
В пункт 47 Положения о бюджетном процессе в Пригородном сельском поселении Крымского района, утвержденного решением Совета Пригородного сельского поселения Крымского района от 22.03.2017 №123, следует внести изменения в части перечня документов, представляемых одновременно с проектом решения о бюджете, в соответствии с требованиями ст.184.2 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ст.174 Бюджетного кодекса РФ значения показателей по 2021 году в представленном среднесрочном финансовом плане на 2021 и период 2022-2023 годы и основных показателей проекта бюджета Пригородного сельского поселения Крымского района, соответствуют друг другу по общему объему доходов и расходов бюджета, муниципальному внутреннему долгу, отсутствию дефицита бюджета.
Согласно статьи 33 Бюджетного кодекса РФ при составлении Проекта бюджета соблюден принцип сбалансированности бюджета, т.е. объем предусмотренных Проектом бюджета расходов соответствует суммарному объему доходов и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.
В соответствии с п.5 ст.179.4 БК РФ пунктом 14 текстовой части Проекта бюджета утвержден объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Пригородного сельского поселения на 2021 год в сумме 3727,5 тыс.руб., а именно объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образования от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет; иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.
Нормативы финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения утвержден постановлением администрации Пригородного сельского поселения Крымского района от 29.12.2018 №221.
5.Оценка ожидаемых доходов бюджета поселения
В соответствии с п.1 ст.174.1 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории, в условиях действующего на день внесения проекта решения о бюджете в представительный орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.
Состав и объем прогнозируемых на 2021 год доходов бюджета поселения, согласно пояснительной записке к проекту Решения о бюджете на 2021 год, формируются в следующих условиях и показателях.
Объем бюджета по доходам на 2021 год прогнозируется в сумме 34796,6 тыс.руб., из них собственные доходы – 13097,5 тыс.руб.
Доходная часть бюджета поселения на 2021 год предусмотрена в объеме 34796,6 тыс.руб., что в целом на 5,2% выше (на 1734,3 тыс.руб.) плановых назначений 2020 года (33062,6 тыс.руб При этом объем от поступлений налоговых и неналоговых доходов поселения в 2021 году планируется со снижением на 1,1% (на 150,7 тыс.руб.) за счет снижения поступлений по единому сельскохозяйственному налогу на 40,2% (на 470,0 тыс.руб.), доходов от уплаты акцизов на 7% (на 280,7 тыс.руб.) и доходов от сдачи в аренду имущества на 23,1% (на 60,0 тыс.руб.). Повышение прогнозируется по НДФЛ на 11,2% (на 380,0 тыс.руб.), налогу на имущество физических лиц на 11,5% (на 180,0 тыс.руб.) и земельному налогу на 3,3% (на 100,0 тыс.руб.).
Доходная часть бюджета состоит из:
– собственных доходов в сумме 13297,5 тыс.руб. или 38,2% от общей суммы доходов;
– безвозмездных поступлений в сумме 21169,4 тыс.руб или 60,8%;
– прочих безвозмездных поступлений в сумме 330,0 тыс.руб. или 0,9%.
В составе собственных доходов бюджета поселения на 2021 год предполагаются налоговые доходы в сумме 13097,5 тыс.руб. или 98,5% от собственных доходов и неналоговые доходы в сумме 200,0 тыс.руб. или 1,5% от собственных доходов.
Пояснительная записка к Проекту бюджета в доходной части бюджета содержит недостоверную информацию по показателям 2019 года.
Налог на доходы физических лиц. Предполагаемая сумма поступлений налога на доходы физических лиц – 3770,0 тыс.руб., что выше бюджетных назначений 2020 года (3390,0 тыс.руб.) на 11,2% (на 380,0 тыс.руб.). Прогнозируемая сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет поселения, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета поселения в 2021 году составит 28,4%. В соответствии с представленной пояснительной запиской в основу расчета прогнозируемых поступлений принят прогноз динамики налоговой базы и фонда оплаты труда.
Пояснительная записка содержит неверные расчеты сопоставления показателей в процентах по данному налогу.
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, производимые на территории РФ направлены Министерством финансов Краснодарского края в рамках составления проекта краевого бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с учетом отчислений по дифференцированным нормативам (0,0177%) для Пригородного сельского поселения. Сумма поступлений в 2021 году составит 3727,5 тыс.руб. или 28% от собственных доходов. Прогнозируемая сумма ниже утвержденных назначений 2020 года на 7,0 % или на 280,7 тыс.руб.
Единый сельскохозяйственный налог. Предполагаемая сумма поступлений по единому сельскохозяйственному налогу в бюджет поселения в 2021 году составит 700,0 тыс.руб., что ниже утвержденных бюджетных назначений 2020 года (1170,0 тыс.руб.) на 470,0 тыс.руб. или на 40,2%. Причиной снижения планируемых поступлений в пояснительной записке указано превышение в 2020 году расходов над доходами, в связи с чем в УФНС сдана в 2020 году корректирующая отчетность.
Земельный налог. Предполагаемая сумма поступлений по земельному налогу составляет 3150,0 тыс.руб., утвержденные бюджетные назначения 2020 года – 3050,0 тыс.руб. Поступление земельного налога в бюджет поселения в 2021 году планируется с ростом к уровню 2020 года на 3,3% или на 100,0 тыс.руб.
Сумма поступлений земельного налога рассчитана с учетом отчислений в доход бюджета поселения в размере 100% от суммы налога, согласно статье 61.5 Бюджетного кодекса РФ. Увеличение прогнозируемого поступления на 2021 год по данному виду налога связано с переоценкой кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения.
Пояснительная записка содержит неверные расчеты сопоставления показателей в процентах по данному налогу.
Налог на имущество физических лиц. Предполагаемая сумма поступлений по налогу на имущество в 2021 году планируется в сумме 1750,0 тыс.руб., с ростом на 11,5% или на 180,0 тыс.руб. в сравнении с утвержденными бюджетными назначениями на 2020 год (1570,0 тыс.руб.). Сумма поступлений налога в 2021 году составит 13,2% от собственных доходов.
Сумма поступлений налога на имущество физических лиц рассчитана с учетом отчислений в доход бюджета поселения в размере 100% от суммы налога, согласно статьи 61.5 Бюджетного кодекса РФ.
Пояснительная записка содержит неверные расчеты сопоставления показателей в процентах по данному налогу.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности. В проекте бюджета на 2021 год доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют 200,0 тыс.руб. Поступление доходов рассчитано на основе действующих договоров аренды, из них ИП «Гавриш» – 82,0 тыс.руб., ФГУП «Почта России» – 78,0 тыс.руб., ООО «РассадаПроф» – 36,0 тыс.руб.
Структура и динамика налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов приведена в следующей таблице.
Наименование доходов | 2019 (отчет) |
2020 (утвержденные бюджетные назначения) |
2021 (проект) |
Изменение доходов в 2021 г. в сравнении |
||||
сумма, тыс.руб. |
уд.вес % |
сумма, тыс.руб. |
уд.вес % |
сумма, тыс.руб. |
уд.вес % |
с 2019г. | с 2020г. | |
Налоговые и неналоговые доходы | 18 049,3 | 64,6% | 13 448,2 | 40,7% | 13 297,5 | 38,2% | -4 751,8 | -150,7 |
Налог на доходы физических лиц | 3 626,9 | 20,1% | 3 390,0 | 25,2% | 3 770,0 | 28,4% | 143,1 | 380,0 |
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, производимые на территории РФ | 3 604,4 | 20,0% | 4 008,2 | 29,8% | 3 727,5 | 28,0% | 123,1 | -280,7 |
Единый сельскохозяйственный налог | 777,3 | 4,3% | 1 170,0 | 8,7% | 700,0 | 5,3% | -77,3 | -470,0 |
Налог на имущество физических лиц | 1 329,6 | 7,4% | 1 570,0 | 11,7% | 1 750,0 | 13,2% | 420,4 | 180,0 |
Земельный налог | 2 603,7 | 14,4% | 3 050,0 | 22,7% | 3 150,0 | 23,7% | 546,3 | 100,0 |
Доходы от сдачи в аренду имущества | 400,1 | 2,2% | 260,0 | 1,9% | 200,0 | 1,5% | -200,1 | -60,0 |
Денежные взыскания (штрафы) | 4,0 | – | 0,0 | – | 0,0 | – | -4,0 | 0,0 |
Прочие неналоговые доходы | 5 703,3 | 31,6% | 0,0 | – | 0,0 | – | -5 703,3 | 0,0 |
Безвозмездные поступления | 9 901,2 | 35,4% | 19 614,4 | 59% | 21 499,4 | 61,8% | 11 598,2 | 1 885,0 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов | 9 701,2 | 98,0% | 19 484,4 | 99,3% | 21 169,4 | 98,5% | 11 468,2 | 1 685,0 |
Прочие безвозмездные поступления | 0,0 | – | 200,0 | 2% | 200,0 | 1,8% | 200,0 | 0,0 |
Всего доходов | 27 950,5 | 100% | 33 062,6 | 100% | 34 796,9 | 100,0% | 6 846,4 | 1 734,3 |
В целях обеспечения сбалансированности бюджета поселения проектом решения о бюджете на 2021 год предусматривается привлечение от других бюджетов межбюджетных трансфертов в объеме 21169,4 тыс.руб., что на 1685,0 тыс.руб. или 8,7% больше бюджетных назначений на 2020 год.
Состав межбюджетных трансфертов в 2019 – 2021 годах приведен в таблице:
(тыс. руб.)
Наименование доходов | 2019
(отчет) |
2020 (утвержденные бюджетные назначения) | 2021 (проект) |
Дотации бюджетам субъектов РФ и МО | 8 467,1 | 11 325,3 | 12 056,6 |
Субсидии бюджетам субъектов РФ и МО | 1 008,6 | 5 722,4 | 8 893,4 |
Субвенции бюджетам субъектов РФ и МО | 225,5 | 246,8 | 219,4 |
Иные межбюджетные трансферты | 0,0 | 2 189,9 | 0,0 |
Всего трансфертов | 9 701,2 | 19 484,4 | 21 169,4 |
Согласно пояснительной записке на 2021 год общая сумма безвозмездных поступлений составит 21169,4 тыс.руб., в том числе поступления из краевого бюджета предусматривают:
– субвенции бюджетам поселений на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ на реализацию полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты в сумме 215,6 тыс.руб.;
– субвенции бюджетам поселений на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ в сумме 3,8 тыс.руб. на реализацию переданных полномочий административной комиссии;
– дотации бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности из краевого бюджета – 12056,6 тыс.руб.;
– субсидии бюджетам сельских поселений – 8893,4 тыс.руб. (на организацию водоснабжения населения – 1724,5 тыс.руб., капремонт и ремонт автомобильных дорог – 7168,9 тыс.руб.).
Объем безвозмездных поступлений из краевого бюджета будет уточнен соответственно распределению межбюджетных трансфертов, предусмотренному проектом краевого закона о краевом бюджете.
6.Оценка планируемых расходов бюджета поселения
Расходы бюджета поселения на 2021 год планируются в сумме 34796,9 тыс.руб., что меньше утвержденных назначений на 2020 год (36040,8 тыс.руб.) на 3,5% или на 1243,9 тыс.руб.
Распределение бюджетных ассигнований Пригородного сельского поселения Крымского района по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов приведены в таблице:
Код бюджетной классификации | Наименование | 2019 год (отчет) |
2020 год (утвержденные бюджетные назначения) |
2021 год (проект) |
||||||||||
сумма, тыс.руб |
уд. вес % |
сумма, тыс.руб |
уд. вес % |
сумма, тыс.руб |
уд. вес % |
отклонения к 2019 году, тыс.руб. |
отклонения к 2020 году, тыс.руб. |
|||||||
Всего расходов | 25 524,6 | 100,0 | 36 040,8 | 100,0 | 34 796,9 | 100,0 | 9 272,3 | -1 243,9 | ||||||
в том числе: | ||||||||||||||
0100 | Общегосударственные вопросы | 6 706,3 | 26,3 | 6 605,8 | 18,3 | 6 735,8 | 19,4 | 29,5 | 130,0 | |||||
0102 | Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления | 722,4 | 2,8 | 750,0 | 2,1 | 750,0 | 2,2 | 27,6 | 0,0 | |||||
0104 | Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций | 4 713,8 | 18,5 | 4 920,8 | 13,7 | 4 920,8 | 14,1 | 207,0 | 0,0 | |||||
0107 | Обеспечение проведения выборов и референдумов | 578,6 | 2,3 | – | – | – | – | -578,6 | – | |||||
0111 | Резервный фонд | – | – | 20,0 | 0,1 | 20,0 | 0,1 | 20,0 | 0,0 | |||||
0113 | Другие общегосударственные вопросы | 691,5 | 2,7 | 915,0 | 2,5 | 1 045,0 | 3,0 | 353,5 | 130,0 | |||||
0200 | Национальная оборона | 221,7 | 0,9 | 243,0 | 0,7 | 215,6 | 0,6 | -6,1 | -27,4 | |||||
0203 | Мобилизационная и вневойсковая подготовка | 221,7 | 0,9 | 243,0 | 0,7 | 215,6 | 0,6 | -6,1 | -27,4 | |||||
0300 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 841,6 | 3,3 | 1 030,0 | 2,9 | 1 043,0 | 3,0 | 201,4 | 13,0 | |||||
0309 | Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона | 777,6 | 3,0 | 900,0 | 2,5 | 900,0 | 2,6 | 122,4 | 0,0 | |||||
0314 | Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 64,0 | 0,3 | 130,0 | 0,4 | 143,0 | 0,4 | 79,0 | 13,0 | |||||
0400 | Национальная экономика | 3 047,9 | 11,9 | 10 065,2 | 27,9 | 11 146,4 | 32,0 | 8 098,5 | 1 081,2 | |||||
0409 | Дорожное хозяйство (дорожные фонды) | 3 021,4 | 11,8 | 9 842,2 | 27,3 | 10 896,4 | 31,3 | 7 875,0 | 1 054,2 | |||||
0412 | Другие вопросы в области национальной экономики | 26,5 | 0,1 | 223,0 | 0,6 | 250,0 | 0,7 | 223,5 | 27,0 | |||||
0500 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 5 903,2 | 23,1 | 6 695,2 | 18,6 | 5 229,5 | 15,0 | -673,7 | -1 465,7 | |||||
0501 | Жилищное хозяйство | 16,7 | 0,1 | 25,0 | 0,1 | 25,0 | 0,1 | 8,3 | 0,0 | |||||
0502 | Коммунальное хозяйство | 1 358,8 | 5,3 | 350,0 | 1,0 | 2 514,5 | 7,2 | 1 155,7 | 2 164,5 | |||||
0503 | Благоустройство | 4 327,7 | 17,0 | 6 220,2 | 17,3 | 2 690,0 | 7,7 | -1 637,7 | -3 530,2 | |||||
0505 | Другие вопросы в области ЖКХ | 200,0 | 0,8 | 100,0 | 0,3 | – | – | -200,0 | -100,0 | |||||
0700 | Образование | 285,8 | 1,1 | 300,0 | 0,8 | 200,0 | 0,6 | -85,8 | -100,0 | |||||
0707 | Молодежная политика и оздоровление детей | 285,8 | 1,1 | 300,0 | 0,8 | 200,0 | 0,6 | -85,8 | -100,0 | |||||
0800 | Культура и кинематография | 7 914,1 | 31,0 | 10 071,6 | 27,9 | 9 146,6 | 26,3 | 1 232,5 | -925,0 | |||||
0801 | Культура | 7 914,1 | 31,0 | 10 071,6 | 27,9 | 9 146,6 | 26,3 | 1 232,5 | -925,0 | |||||
1000 | Социальная политика | 45,4 | 0,2 | 380,0 | 1,1 | 430,0 | 1,2 | 384,6 | 50,0 | |||||
1001 | Пенсионное обеспечение | 15,4 | 0,1 | 300,0 | 0,8 | 350,0 | 1,0 | 334,6 | 50,0 | |||||
1003 | Социальная политика | 30,0 | 0,1 | 80,0 | 0,2 | 80,0 | 0,2 | 50,0 | 0,0 | |||||
1101 | Физическая культура и спорт | 320,6 | 1,3 | 350,0 | 1,0 | 350,0 | 1,0 | 29,4 | 0,0 | |||||
1101 | Физическая культура | 320,6 | 1,3 | 350,0 | 1,0 | 350,0 | 1,0 | 29,4 | 0,0 | |||||
1200 | Средства массовой информации | 238,0 | 0,9 | 300,0 | 0,8 | 300,0 | 0,9 | 62,0 | 0,0 | |||||
1204 | Другие вопросы в области средств массовой информации | 238,0 | 0,9 | 300,0 | 0,8 | 300,0 | 0,9 | 62,0 | 0,0 | |||||
1300 | Обслуживание государственного и муниципального долга | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||
1301 | Обслуживание государственного и муниципального долга | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Анализ расходов бюджета в 2021 году по разделам функциональной классификации расходов бюджета проведен в сопоставлении с исполнением за 2019 год и утвержденными назначениями на 2020 год. Увеличение расходов планируется по следующим разделам расходов:
– общегосударственные вопросы – на 130,0 тыс.руб. или на 2,0%;
– национальная экономика – на 1081,2 тыс.руб. или на 10,7%;
– национальная безопасность и правоохранительная деятельность – на 13,0 тыс.руб. или на 1,3%;
– социальная политика – на 50,0 тыс.руб. или на 13,2%;
Снижение запланированных на 2021 год расходов наблюдается по следующим разделам:
– национальная оборона – на 27,4 тыс.руб. или на 11,3%;
– жилищно-коммунальное хозяйство – на 1465,7 тыс.руб. или на 21,9%;
– образование – на 100,0 тыс.руб. или на 33,3%;
– культура и кинематография – на 925,0 тыс.руб. или на 9,2%;
Расходы по разделам «Физическая культура и спорт» и «Средства массовой информации» запланированы на уровне 2020 года: 350,0 тыс.руб. и 300,0 тыс.руб. соответственно.
Как видно из таблицы изменения планируются в основном в сторону снижения расходов (увеличение расходов – на 1274,2 тыс.руб., снижение – на 2518,1 тыс.руб.). Наибольшие из них в 2021 году по отношению к 2020 году установлены по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» – снижение расходов в 1,3 раза по мероприятиям муниципальной программы «Социально-экономическое и территориальное развитие Пригородного сельского поселения Крымского района», а также по разделу «Культура и кинематография» – снижение в 1,1 раза по мероприятиям программы «Развитие культуры Пригородного сельского поселения Крымского района».
Основной объем бюджетных обязательств Пригородного сельского поселения в 2021 году запланирован по разделам «Национальная экономика» – 32,0%, «Культура и кинематография» – 26,3%.
В структуре расходов бюджета поселения на 2021 год бюджетные ассигнования по разделам социально-культурной сферы составляют 29,1 % от общей суммы расходов, в том числе:
- 26,3% (9146,6 тыс.руб.) по разделу «Культура и кинематография»;
- 1,2% (430,0 тыс.руб.) по разделу «Социальная политика»;
- 1,0% (350,0 тыс. руб.) по разделу «Физическая культура и спорт»;
- 0,6% (200,0 тыс.руб.) по разделу «Образование».
В сравнении с бюджетными назначениями 2020 года, в 2021 году запланированные расходы снижены на 975,0 тыс.руб., в основном за счет отрасли «Культура и кинематография».
В соответствии с п.4 ст.169, п.2 ст.172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета сформирован в программной структуре расходов на основе 13 муниципальных программ Пригородного сельского поселения Крымского района.
В нарушение п.2 ст.157 Бюджетного кодекса РФ, соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 25.12.2019 года №01-06/09, пункта 2.4 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Пригородного сельского поселения Крымского района, утвержденного постановлением администрации от 30.09.2014 №230, проекты муниципальных программ не были представлены на финансово-экономическую экспертизу в контрольно-счетную палату муниципального образования Крымский район. В данной ситуации контрольно-счетная палата не может дать оценку эффективности и обоснованности расходных обязательств, планируемых к финансированию на 2021 год.
Следовательно, потребность в финансовых средствах, необходимая для реализации муниципальных программ не обоснована, в том числе не представлены показатели, на основании которых произведен расчет объема финансирования муниципальных программ.
В нарушение ст.184.2 Бюджетного кодекса РФ в контрольно-счетную палату с проектом бюджета не представлен паспорт муниципальной программы «О противодействии коррупции в Пригородном сельском поселении Крымского района», расходы по которой предусмотрены в проекте бюджета в размере 10,0 тыс.руб.
В процессе рассмотрения программно-целевых расходов установлено, что объемы финансирования по муниципальным программам, предусмотренные в проекте бюджета поселения не превышают объемы финансового обеспечения, заложенные в утвержденных муниципальных программах, кроме муниципальной программы «О противодействии коррупции в Пригородном сельском поселении Крымского района», паспорт которой не представлен с проектом бюджета. В соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса РФ, данная муниципальная программа должны быть приведена в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
В представленной утвержденной муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта в Пригородном сельском поселении» на 2021-2023 годы (постановление администрации от 05.10.2020 №130) в паспорте программы отсутствуют объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы на 2021, 2022, 2023 годы. Финансирование указано на прошедший период 2018-2020 годы.
В подразделе 0314 ведомственной структуры расходов бюджета поселения на 2021 год (приложение №6 к проекту бюджета) неверно указан объем бюджетных ассигнований на МП «Обеспечение безопасности населения…» – 143,0 тыс.руб., вместо 133,0 тыс.руб. (ЦСР 0900000000).
Объемы планируемого финансирования в приложении №5 к проекту бюджета на 2021 год по разделам и подразделам: 0300, 0314, 0500, 0503 не соответствует ведомственной структуре расходов бюджета поселения на 2021 год (приложение №6 к проекту бюджета).
В разделе 0400 «Национальная экономика» ведомственной структуры расходов бюджета поселения по мероприятию «Капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов за счет местных средств (софинансирование – местные средства) в рамках муниципальной программы «Комплексное и устойчивое развитие…» код целевой статьи расходов (16201S2440) не соответствует коду целевой статьи данной муниципальной программы (0600000) приложения №10 к проекту бюджета «Перечень муниципальных программ, предусмотренных к финансированию из бюджета Пригородного сельского поселения Крымского района в 2021 году».
В приложении №10 к проекту бюджета «Перечень муниципальных программ, предусмотренных к финансированию из бюджета Пригородного сельского поселения Крымского района в 2021 году» финансирование программ «Обеспечение безопасности населения Пригородного сельского поселения» (1043,0 тыс.руб.) и «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Пригородного сельского поселения Крымского района» (3314,5 тыс.руб.) не соответствует ведомственной структуре расходов бюджета на 2021 год по соответствующим программам, а также паспортам утвержденных муниципальных программ.
Из общего объема расходов, предусмотренных на 2021 год, на реализацию 13 муниципальных программ, запланированы расходы в сумме 28565,5 тыс.руб. или 82,1 % от общего объема расходов.
Согласно проекту бюджета, объем бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий муниципальных программ в 2021 году на 1243,5 тыс.руб. ниже утвержденных назначений 2020 года.
Анализ структуры расходной части 2021 года показал, что основная доля расходов, как и в 2020 году, предусмотрена на реализацию мероприятий муниципальных программ: «Комплексное и устойчивое развитие … в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства» – 38,8% (11096,4 тыс.руб.), по кадровому обеспечению сферы культуры и искусства МП «Развитие культуры …» – 32,0% (9146,6).
На исполнение остальных 11 муниципальных программ, которые имеют удельный вес от 0,2% до 9,4%, предполагается направить 29,2 % от расходов бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий программ или 6231,4 тыс.руб.
Структура расходов, согласно ведомственной структуре бюджета поселения, в части реализации муниципальных программ в 2020 и 2021 годах представлена ниже в таблице.
Структура расходной части бюджета поселения по реализации муниципальных программ в 2020 и 2021 годах
№ п/п | Наименование расходов по муниципальным программам | 2020 год | 2021 год | ||
Объем бюджетных ассигнования, ожидаемый по исполнению муниципальных программ,
тыс.руб. |
Удельный вес, % | Объем бюджетных ассигнования, предусмотренный на реализацию муниципальных программ проектом бюджета,
тыс.руб. |
Удельный вес, % | ||
1 | Социальная поддержка граждан | 380,0 | 1,3% | 430,0 | 1,5% |
2 | Комплексное и устойчивое развитие … в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства | 10 067,2 | 33,8% | 11 096,4 | 38,8% |
3 | Обеспечение безопасности населения | 1 020,0 | 3,4% | 1 033,0 | 3,6% |
4 | Развитие культуры | 10 071,6 | 33,8% | 9 146,6 | 32,0% |
5 | Развитие физической культуры и спорта | 350,0 | 1,2% | 350,0 | 1,2% |
6 | Поддержка малого и среднего предпринимательства | 23,0 | 0,1% | 50,0 | 0,2% |
7 | Молодежь Пригородного сельского поселения | 300,0 | 1,0% | 200,0 | 0,7% |
8 | Муниципальная политика и развитие гражданского общества | 245,0 | 0,8% | 245,0 | 0,9% |
9 | Социально-экономическое и территориальное развитие | 6 220,2 | 20,9% | 2 690,0 | 9,4% |
10 | Развитие жилищно-коммунального хозяйства | 350,0 | 1,2% | 2 314,5 | 8,1% |
11 | Информационное общество | 772,0 | 2,6% | 800,0 | 2,8% |
12 | О противодействии коррупции | 10,0 | 0,0% | 10,0 | 0,0% |
13 | Развитие топливно-энергетического комплекса | 0,0 | 0,0% | 200,0 | 0,7% |
Итого | 29 809,0 | 100,0% | 28 565,5 | 100,0% |
В проекте бюджета непрограммные расходы на 2021 год составляют 6231,4 тыс.руб. или 17,9 % от общей суммы расходов. В числе непрограммных расходов предусмотрены ассигнования на обеспечение деятельности администрации (5967,0 тыс.руб.), резервный фонд (20,0 тыс.руб.), расходы на реализацию мероприятий по капитальному ремонту жилищного хозяйства (25,0 тыс.руб.), а также на реализацию полномочий по первичному воинскому учету (215,6 тыс.руб.) и административной комиссии (3,8 тыс.руб.).
Согласно п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств бюджета в порядке, установленном местной администрацией.
В поселении постановлением администрации от 27.09.2018 №125 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений Пригородного сельского поселения Крымского района и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее – Порядок формировании муниципального задания).
Администрацией установлены муниципальные задания для подведомственных учреждений культуры: МКУ «Поселенческая библиотека хутора Новоукраинского» и МКУ «Социально-культурный центр х.Новоукраинского Пригородного сельского поселения».
Согласно п.2 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ показатели муниципального задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения.
В соответствии с п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ, а также п.14 Порядка формировании муниципального задания, объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
В соответствии с п.35 Порядка формировании муниципального задания, нормативные затраты учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В рамках муниципальной программы «Развитие культуры» поселением предусмотрены расходы в 2021 году на деятельность муниципальных казенных учреждений, при этом нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) не рассчитывались для определения объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания указанных учреждений.
Таким образом, в нарушение п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ, а также п.14 Порядка формировании муниципального задания, нормативы затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) не рассчитаны, не утверждены, не использовались при расчете обоснований бюджетных ассигнований на содержание муниципальных учреждений к проекту бюджета на 2021 год.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия, в части соблюдения законодательства в сфере закупок администрацией поселения представлено постановление от 17.06.2016 №139 «Об утверждении требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов Пригородного сельского поселения Крымского района (включая подведомственные казённые учреждения)», которым установлены требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов Пригородного сельского поселения, включая подведомственные казенные учреждения.
В соответствии с п.8 вышеуказанных требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, нормативные затраты подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок.
Утвержденные нормативы затрат на обеспечение функций муниципальных органов экспертизе не представлены и не размещены в единой информационной системе.
Отсутствие норматива цены и (или) количества товаров, работ, услуг является нарушением ч.5 ст.19 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ).
Отсутствие утвержденных нормативных затрат в части закупок товаров, работ, услуг создает предпосылки к осуществлению необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг при формировании проекта бюджета на 2021 год, а также превышение нормативов закупок.
Нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов не размещены в единой информационной системе, что является нарушением ч.6 ст.19 Федерального закона №44-ФЗ.
7.Оценка источников финансирования дефицита бюджета поселения на 2021 год
Проектом решения о бюджете на 2021 год предлагается утвердить дефицит бюджета в размере 0,0 тыс.руб.
Источники финансирования дефицита бюджета предусмотрены с учетом установленных требований статьи 96 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно приложению №7 к проекту решения о бюджете источниками финансирования дефицита бюджета поселения являются изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета, которые запланированы в объеме 34796,9 тыс.руб.
8.Оценка муниципального долга поселения на 2021 год
Проект бюджета на 01.01.2022 предусматривает верхний предел муниципального внутреннего долга Пригородного сельского поселения Крымского района в сумме 0,0 тыс.руб.
9.Выводы и рекомендации:
- В нарушение требований ст.184.2 Бюджетного кодекса РФ представленные в контрольно-счетную палату муниципального образования Крымский район одновременно с проектом решения о бюджете на 2021 год документы не содержат методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов.
- Показатели прогноза социально-экономического развития Пригородного сельского поселения Крымского района не взаимоувязаны между собой и с пояснительной запиской, допущены описки.
- Пояснительная записка к Проекту бюджета в доходной части бюджета содержит недостоверную информацию по показателям 2019 года, а также содержит неверные расчеты сопоставления показателей в процентах по налоговым доходам.
- В нарушение п.2 ст.157 Бюджетного кодекса РФ, соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 25.12.2019 года №01-06/09, пункта 2.4 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Пригородного сельского поселения Крымского района, утвержденного постановлением администрации от 30.09.2014 №230, проекты муниципальных программ, планируемых к финансированию в 2021 году, не прошли финансово-экономическую экспертизу в контрольно-счетной палате муниципального образования Крымский район.
В связи с тем, что муниципальные программы на 2021 год не прошли финансово-экономическую экспертизу, контрольно-счетная палата муниципального образования Крымский район не может сделать вывод об обоснованности расходных обязательств, планируемых к финансированию на 2021 год.
- В нарушение ст.184.2 Бюджетного кодекса РФ в контрольно-счетную палату с проектом бюджета не представлен паспорт муниципальной программы «О противодействии коррупции в Пригородном сельском поселении Крымского района», расходы по которой предусмотрены в проекте бюджета в размере 10,0 тыс.руб.
В соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса РФ, данная муниципальная программа в случае необходимости должна быть приведена в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
- В паспорте муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Пригородном сельском поселении» на 2021-2023 годы (утверждена постановлением администрации от 05.10.2020 №130) отсутствуют объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы на 2021, 2022, 2023 годы. Финансирование указано на прошедший период 2018-2020 годы.
- В подразделе 0314 ведомственной структуры расходов бюджета поселения на 2021 год (приложение №6 к проекту бюджета) неверно указан объем бюджетных ассигнований на МП «Обеспечение безопасности населения…» – 143,0 тыс.руб., вместо 133,0 тыс.руб. (ЦСР 0900000000).
- Объемы планируемого финансирования в приложении №5 «Распределение расходов Пригородного сельского поселения на 2021 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ» к проекту бюджета на 2021 год по разделам и подразделам: 0300, 0314, 0500, 0503 не соответствует ведомственной структуре расходов бюджета поселения на 2021 год (приложение №6 к проекту бюджета).
- В разделе 0400 «Национальная экономика» ведомственной структуры расходов бюджета поселения по мероприятию «Капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов за счет местных средств (софинансирование – местные средства) в рамках муниципальной программы «Комплексное и устойчивое развитие…» код целевой статьи расходов (16201S2440) не соответствует коду целевой статьи данной муниципальной программы (0600000) приложения №10 к проекту бюджета «Перечень муниципальных программ, предусмотренных к финансированию из бюджета Пригородного сельского поселения Крымского района в 2021 году».
- В приложении №10 к проекту бюджета «Перечень муниципальных программ, предусмотренных к финансированию из бюджета Пригородного сельского поселения Крымского района в 2021 году» финансирование программ «Обеспечение безопасности населения Пригородного сельского поселения» (1043,0 тыс.руб.) и «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Пригородного сельского поселения Крымского района» (3314,5 тыс.руб.) не соответствует ведомственной структуре расходов бюджета на 2021 год по соответствующим программам, паспортам указанных утвержденных муниципальных программ, а также показателям расходов по данным программам в пояснительной записке к проекту бюджета.
- В нарушение п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ, а также п.14 Порядка формировании муниципального задания, нормативы затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) не рассчитаны, не утверждены, не использовались при расчете обоснований бюджетных ассигнований на содержание муниципальных учреждений к проекту бюджета на 2021 год.
- Утвержденные нормативы затрат на обеспечение функций муниципальных органов экспертизе не представлены.
Отсутствие норматива цены и (или) количества товаров, работ, услуг является нарушением ч.5 ст.19 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ).
Отсутствие утвержденных нормативных затрат в части закупок товаров, работ, услуг создает предпосылки к осуществлению необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг при формировании проекта бюджета на 2021 год, а также превышение нормативов закупок.
- Нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов не размещены в единой информационной системе, что является нарушением ч.6 ст.19 Федерального закона №44-ФЗ.
- На основании п.2 ст.157 Бюджетного кодекса РФ, а также заключенного соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 25.12.2019 года №01-06/09, представлять проекты (проекты внесения изменений) муниципальных программ для проведения финансово-экономической экспертизы в контрольно-счетную палату муниципального образования Крымский район своевременно, с приложением экономического обоснования расходов, предполагаемых к финансированию, в соответствии с утвержденным в поселении Порядком разработки и утверждения муниципальных программ.
- Рекомендуем провести анализ действующих муниципальных программ, и привести в соответствие, с учетом замечаний изложенных в тексте данного Заключения.
- Устранить несоответствия в приложениях представленного проекта бюджета, изложенные в настоящем заключении.
- В пункт 47 Положения о бюджетном процессе в Пригородном сельском поселении Крымского района, утвержденного решением Совета Пригородного сельского поселения Крымского района от 22.03.2017 №123, следует внести изменения в части перечня документов, представляемых одновременно с проектом решения о бюджете, в соответствии с требованиями ст.184.2 Бюджетного кодекса РФ.
- Внести изменения в пояснительную записку к прогнозу социально-экономического развития поселения и в пояснительную записку к проекту бюджета с учетом замечаний изложенных в тексте данного Заключения.
- В соответствии с п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ, а также п.14 Порядка формировании муниципального задания, утвердить нормативы затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), использовать при расчете обоснований бюджетных ассигнований на содержание муниципальных учреждений.
- В соответствии с требованиями ч.5 ст.19 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ утвердить нормативы затрат на обеспечение функций муниципальных органов.
- В соответствии с требованиями ч.6 ст.19 Федерального закона №44-ФЗ нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов разместить в единой информационной системе.
Председатель контрольно-счетной палаты муниципального образования Крымский район Л.А. Петлякова