Опубликовано: 15 ноября 2024
12 ноября кадеты Кубанского казачьего кадетского корпуса имени атамана М.П. Бабыча посетили зал «Краеведения» в МБУ «Крымский краеведческий музей».
Старший научный сотрудник музея Ростовский Сергей Викторович рассказал об основании станицы Крымской, о первых поселенцах, о быте и укладе жизни станичников. Сергей Викторович рассказал об обмундировании казаков.
Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей “справы”, т.е. снаряжения за свой счёт. Казака “справляли” задолго до того, как он шёл служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Отец говорил ему: “Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом – я боле перед богом за тебя не ответчик”.
Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки.
Черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. “Газырь” в переводе означает “готов”. Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.
Красота и богатство казачьего костюма зависели от “количества” серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.
Без шаровар невозможна жизнь кочевника-конника. Изобретение шаровар приписывают скифам. За столетия покрой их не изменился: это широкие – очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних скифских курганах, были такими же, какие носили казаки и в 18, и в 19 веках. Они очень удобны для верховой езды, их заправляют в сапоги.
Помимо шаровар костюм включал ещё две рубахи. Рубаха – основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи – “голошейки” с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов – мережку. Затем стали носить рубахи двух видов – русскую и бешмет.
Русскую заправляли в шаровары, а бешмет носили навыпуск. Бешмет – длинная рубаха с высоким стоячим воротником и застежкой посередине встык. Чаще всего шили из красного шёлка. Поверх бешмета кубанские казаки надевали черкеску
На голову казак надевал круглую меховую шапку с красным верхом (кубанку) с белым перекрестием иногда однотонную.
Завершал костюм красный башлык – капюшон с длинными лопастями, которые заматывали вокруг шеи (в хорошую погоду он висел свободно).
В качестве дополнительной верхней одежды казаки носили кожухи нагольные, шинели, шубы, серяки, киреи, бурки.
Чекмень — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу. Чекмени были популярны у тюркских народов, а также являлись элементом форменной одежды у казаков.
Много интересной информации узнали кадеты и о оружии казака. За проведенную экскурсию участники мероприятия выразили благодарность и обещали прийти ещё.
Материал подготовлен сотрудниками МБУ «Крымский краеведческий музей».