Опубликовано: 10 октября 2024
Сегодня в МБУ «Крымский краеведческий музей» состоялась просветительская встреча проекта «БАМ – будь активным и молодым», который стал победителем конкурса Грантов Губернатора Кубани организацией «Регион 93». Проект, подготовленный отделом по делам молодежи администрации муниципального образования Крымский район, направлен на формирование военно-патриотического воспитания у молодежи, на повышение интереса среди школьников к истории своей страны.
На встрече присутствовали участники строительства Байкало-Амурской магистрали Ярошевич Виктор и Казанцева Сусана, которые поделились своими историями из жизни о работе на БАМе. Учащиеся школы №20 и школы №9 с интересом слушали и задавали вопросы.
Научный сотрудник музея рассказала демонстрируя слайды с фотографиями о строительстве Байкала-Амурской магистрали.
Байкало-Амурская магистраль(БАМ) соединяет город Тайшет на западе Иркутской области и Советскую Гавань — город на берегу Татарского пролива в Хабаровском крае. Железная дорога расположена параллельно Транссибирской магистрали — в среднем на 700 километров севернее, глубоко внутри российской территории.
Общая протяженность БАМа составляет 4287 километров, а если считать вместе с ответвлениями и соединительными линиями — 5,6 тысячи километров.
Более тысячи километров железнодорожных путей проходят по вечной мерзлоте. В течение года в зоне магистрали могут наблюдаться перепады температур от минус 61 до плюс 43 градусов.
БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой 23 апреля 1974 года, тогда и начался период активного строительства магистрали. С 1974 по 1984 год в нем было задействовано в общей сложности более двух миллионов человек.
Полвека назад легендарная стройка объединила для решения общегосударственных задач сотни тысяч гражданских специалистов и воинов-железнодорожников. Благодаря энтузиазму и героическому, самоотверженному труду строителей, изыскателей, рабочих, представителей других профессий были возведены километры стальных дорог, мосты и тоннели, технические сооружения. БАМ дал жизнь новым городам и поселкам, железнодорожным станциям, стал местом рождения смелых идей и замыслов.
Магистраль пересекает одиннадцать крупных рек и семь горных хребтов. Общая протяженность тоннелей превышает 30 километров, причем на самый длинный — Северомуйский в Республике Бурятия — приходится больше половины, или 15,343 километра. Этот тоннель, самый протяженный в России, был запущен в 2003 году. Без него грузовые поезда приходилось расцеплять и перевозить через хребет окружной дорогой по Северомуйскому обходу.
При этом вагоны нужно было подталкивать вторым локомотивом, а максимальная скорость составляла всего 20 километров в час. Новый тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 до 23 километров, а время в пути — с двух часов до 25 минут.
Уже 27 апреля 1974 года на БАМ в составе шестисот человек отправился первый молодежный отряд. Страну охватил энтузиазм, конкурс в отряды бамовцев составлял пять-шесть человек на место. Свыше 70 процентов строителей были младше 30 лет.
Проект по строительству Байкало-Амурской магистрали задумывался для решения экономических, геополитических и стратегических задач. Нужно было создать условия для разведки и последующей разработки месторождений полезных ископаемых и в целом для освоения территории Сибири. Большое внимание уделялось и национальной безопасности, ведь действовавшая на тот момент Транссибирская магистраль проходит вдоль границ страны, а БАМ строился глубоко внутри.
В конце встречи гости сделали памятное совместное фото с участниками строительства Байкало-Амурской магистрали и сотрудники музея провели экскурсию для школьников по выставке «Благодатная земля Крымска».
Материал подготовлен сотрудниками МБУ «Крымский краеведческий музей»