Суббота, 20 Апреля 2024
00:00:00
12 +

Жемчужины народных промыслов

Опубликовано: 22 ноября 2020

В МБУ «Крымский краеведческий музей» продолжает работу выставка «Мастерство прикладного творчества», которая знакомит посетителей с жемчужинами народных промыслов. Экспозиция содержит только собственные материалы музея.
Отдельная витрина выставки посвящена матрёшке, которая покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. В фондах Крымского музея хранится целая коллекция матрешек.

Матрешка один из символов России. Сейчас она – не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов. Это памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрёшка может быть объектом коллекционирования, который может стоить очень дорого.

Первая матрешка – круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье – появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в подмосковную дачу «Абрамцево» в конце XIX века с острова Хонсю (Япония).

У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо – и вдохновившись обаятельной игрушкой в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую русскую матрешку.
Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрешкой, изготовленной в России. Эскиз для этой росписи создал художник Сергей Малютин самолично матрешку и расписавший. Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались. Все они друг на друга похожи, как сестры и братья. У одной в руке жбан с квасом, у другой – бублик, третья -палец сосет, а самой маленькой- «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец.

Но откуда взялось это имя – матрешка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня; другие – что это название ведет происхождение от женского имени Матрена (с лат. – мать).

В 1900 году матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, а с 1904 года земская мастерская стала выполнять заказы на ее изготовление не только для России, но и для других стран. После того, как игрушка стала появляться на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрёшку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году. Через московский Кустарный музей земские мастерские торговали со многими странами мира, включая даже Новую Зеландию. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.

Постепенно ассортимент матрёшек расширился. Кроме матрёшек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с чётками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники. Была выпущена большая серия бояр.

В 1909 году к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя были сделаны матрёшки Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии “Ревизор”. В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрёшки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов.
Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной древесины липы и берёзы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъемная матрешка, которая может быть совсем крохотной – с рисовое зерно.

Вытачивание матрёшек — тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшку вслепую!
Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи- лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь – теперь же уникальные образы матрёшек создаются с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Первым делом разрисовывается лицо и передник с живописным изображением, а уже потом- сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать- перламутровыми пластинками, соломкой а позже стразами и бисером…

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки — и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и формой матрешек. В селе Полховский Майдан матрёшка- это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных кукол. Матрёшки из этого села знамениты своими «розанными» рисунками — основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника.

Семёновские матрешки – сделанные в городе Семёнове Нижегородской области – легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей «вместильностью» – традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрешка в России, изготовленная именно в Семёнове – это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту.

Русская российская матрёшка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Роспись матрёшки как бы вбирает в себя все яркое, свежее связанное с обновлением и возрождением общества. Сейчас можно купить в больших городах разнообразные сувениры на любой вкус- матрешек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей… Но все равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.

Каждый представленный на выставке экспонат несёт в себе частицу души, любовь и трепет, с которыми его изготавливали. Удивительный феномен матрешки, которая является не только символом национального традиционного искусства, но и примером межкультурных связей и влияний. И по сей день матрешка остается символом материнства, так как в ней помещается все ее семейство.
Приходите, переступив порог зала, каждый посетитель выставки получит возможность погружаясь в сказку, избавиться от осенней хандры и плохого настроения.

Людмила Корчинская,

научный сотрудник Крымского краеведческого музея