Пятница, 29 Марта 2024
00:00:00
12 +

Методические материалы по вопросам насилия и жестокого обращения с детьми для использования при организации работы в дошкольных и общеобразовательных учреждениях педагогическими работниками.

Виды насилия над детьми:

– физическое насилие;
– пренебрежение нуждами;
– психологическое насилие;
– сексуальное насилие.

1. Физическое насилие:
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение травм и (или) повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

Чаще всего это происходит в семьях, где:
– родители убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
– родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
– родители (или один из них) имеют психические заболевания;
– нарушен эмоционально-психологический климат в семье (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
– родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
– родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
– дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Формы физического насилия:
• избиение;
• пощечины, тычки, шлепки, щипки;
• порка;
• вырывание волос;
• фиксация в неудобной позе;
• укусы;
• изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);
• преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);
• грубое нарушение режима дня;
• обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не может выполнить, либо которые перерос);
• сильное встряхивание грудных детей.

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.

Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:
– синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
– ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
– повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
– выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
– участки облысения, кровоподтеки на голове;
– повреждения внутренних органов.

2. Пренебрежение нуждами ребенка:

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) – это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

Формы пренебрежения нуждами ребенка:
• оставление ребенка без присмотра;
• отсутствие должного внимания, опеки, защиты;
• не предоставление ребенку питания, одежды, жилья;
• несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;
• приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;
• отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;
• несоответствие одежды ребенка погодным условиям;
• не предоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;
• неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке;
• опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п.;
• отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

Последствия пренебрежения:

1) Внешние проявления:
• утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
• у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
• одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
• нечистоплотность, несвежий запах.

2) Физические признаки:
• отставание в весе и росте от сверстников;
• педикулез, чесотка;
• частые “несчастные случаи”, гнойные и хронические инфекционные заболевания;
• запущенный кариес;
• отсутствие надлежащих прививок;
• задержка речевого и психического развития.

3) Особенности поведения:
• постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т. п.;
• неумение играть;
• постоянный поиск внимания (участия);
• частые пропуски школьных занятий;
• крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в “псевдовзрослой” манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
• склонность к поджогам, жестокость к животным;
• мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

3. Психологическое насилие:

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К психологическому насилию относится:

– угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

– оскорбление и унижение его достоинства;

– открытое неприятие и постоянная критика;

– лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

– предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

– однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

– преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

– вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Формы психологического насилия:

• Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;

• Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;

• Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы;

• Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться, общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;

• Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
– задержка психического развития;
– невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
– низкая самооценка;
– эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
– избыточная потребность во внимании;
– депрессия, попытки суицида;
– неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
– ложь, воровство, девиантное (или “отклоняющееся”, асоциальное) поведение;
– нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

4. Сексуальное насилие над детьми:

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в сексуальные действия с целью получения полового удовлетворения или финансовой выгоды, в том числе сексуальные контакты с ребенком, проституция, обнажения и другие действия, носящие характер сексуальной эксплуатации. К сексуальному насилию относятся и такие действия, как демонстрация ребенку половых органов, совместный просмотр порнографических материалов или фотографирование ребенка в обнаженном виде. Сексуальное насилие имеет место и тогда, когда родители или другие лица, осуществляющие уход за ребенком, разрешают совершать в отношении ребенка другими лицами любые действия, которые квалифицируются как сексуальная эксплуатация. Согласие на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Формы сексуального насилия над ребенком.

Контактное: • половой акт; • телесный контакт с половыми органами ребенка;
• введение различных предметов во влагалище или анус ребенка; • мастурбация.
Неконтактное: • демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;
• демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;
• совершение полового акта в присутствии ребенка;
• подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
• принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;
• игры сексуального характера;
• изготовление порнографических изображений ребенка;
• подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка;
• разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка.

Формы коммерческой сексуальной эксплуатации:
• детская проституция;
• детский сексуальный туризм;
• детская порнография;
• трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.

Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
– патриархально-авторитарный уклад;
– плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
– конфликтные отношения между родителями;
– мать ребенка чрезмерно занята на работе;
– ребенок долгое время жил без родного отца;
– вместо родного отца – отчим или сожитель матери;
– мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
– родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
– родители (или один из них) имеют психические заболевания;
– мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п.

Признаки жестокого обращения с ребенком:

Признаки жестоко обращения с ребенком разделяют на физические (включая психосоматические заболевания), поведенческие, эмоциональные и специфические. Выявление одного или более из этих признаков должно становиться поводом к оценке ситуации и расследованию, чтобы исключить или подтвердить жестокое обращение в отношении ребенка. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.

Признаки физического насилия:
• необъяснимые повторяющиеся травмы;
• гематомы, в том числе в виде следов от ударов ремнем, палкой, шнуром, рукой;
• ожоги, в том числе круглые от сигарет, повторяющие форму горячего предмета, ожоги с аккуратными границами в виде перчатки или носка от окунания в горячую воду;
• травмы головы (тошнота, рвота, головные боли, потеря сознания);
• следы от связывания;
• переломы, особенно у детей до 3-х лет; переломы ребер; переломы и вывихи без попятных объяснений;
• шрамы, повреждения кожи;
• повреждения, находящиеся на разных стадиях заживления, повреждения на разных частях тела;
• участки кожи на голове без волос;
• состояние измененного сознания после насильственного приема лекарств, алкоголя, психоактивных веществ.

Признаки сексуального насилия:
• боль при сидении, ходьбе;
• гематомы, кровоточивость в области половых органов;
• разрывы прямой кишки и влагалища;
• гематомы на груди, ягодицах, бедрах, нижней части живота;
• симптомы в области рта: экзема, дерматит, герпес;
• боли внизу живота;
• повторяющиеся воспаления мочевыводящих путей;
• инфекции, передающиеся половым путем;
• беременность.

Признаки пренебрежения нуждами:
• отставание в психомоторном развитии;
• истощение, обезвоживание;
• перегревание, переохлаждение;
• грязная одежда; одежда, не соответствующая сезону;
• опухшие, «заспанные» глаза;
• бледное лицо;
• всклоченные волосы;
• случайные травмы по неосторожности;
• запущенные заболевания;
•педикулез, плохой запах.

Эмоциональные признаки жестокого обращения:
• посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка;
• психические расстройства;
• сны, ночные кошмары;
• застывший, испуганный взгляд;
• задержки в эмоционально-волевом развитии;
• равнодушие, пассивность;
• страх, тревожность;
• настороженность или возбуждение;
• гнев, агрессивность;
• чувство вины, стыда;
• негативизм;
• низкая самооценка;
• отрицательная картина собственного «я».

Поведенческие признаки жестокого обращения с ребенком:
• малая подвижность, слабая эмоциональная реакция;
• регрессивное поведение;
• сосание пальцев, раскачивание;
• упорное нежелание раздеться в присутствии других;
• затруднения и путанность в объяснениях о происхождении травм;
• ношение неподходящей к погодным условиям одежды с целью скрыть травмы;
• внезапное снижение успеваемости;
• частые опоздания в школу, прогулы;
• хроническая усталость, сонливость;
• постоянное чувство голода, попрошайничество;
• избегание физических контактов;
• страх при приближении родителя;
• нежелание возвращаться домой;
• уходы из дома;
• нанесение самоповреждений, суицидные попытки;
• агрессивное поведение;
• применение насилия в отношении других детей, животных;
• избегающее поведение;
• псевдовзрослое поведение;
• навязчивость·в отношениях со взрослыми;
• трудности в словесном выражении пережитого, чувств, мыслей;
• анорексия и булимия.

Последствия жестокого обращения с детьми в семье:

  • уход в религиозные секты;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

В целях профилактики жестокого обращения с детьми, информирования родителей (законных представителей) по вопросам решения проблем детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в образовательных учреждениях должна быть размещена следующая информация:

  1. 1)ГБУ СО КК «Крымский КЦСО «Данко»

оказывает:

  • помощь детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • консультации психолога, социального работника, юристконсульта (все услуги предоставляются бесплатно),

Телефон: 8–86131–4–26–76 (с 8–00ч. до 17–00ч.).

Для детей и подростков и их родителей функционируют:

районный телефон доверия –8–86131– 2–17–11 (с 8–00ч. до 17–00ч.);

телефон доверия Крымского городского поселения:

8–86131–2–29–30 (с 8–00ч. до 17–00ч.);

телефон доверия отдела МВД России по Крымскому район: 4–78–85 (круглосуточно).

Ответственность лиц, допускающих насилие и жестокое обращение с детьми.

1.Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Крымский район.

2. Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),

ст.112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),

ст.113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта),

ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью),

ст.116 УК РФ (побои),

ст.117 УК РФ (истязание),

ст.118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

ст.131 УК РФ (изнасилование); ст.132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст.133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), ст.134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст.135 УК РФ (развратные действия),

ст.125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному); ст.156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

ст.157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей),

ст.110 УК РФ (доведение до самоубийства);

ст.119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие. Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (законных представителей) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Примеры: лишение родительских прав (ст.69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации).

3. Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.